Конкурс «Социальные Архитекторы»

Юрий Яшников: «Кино – значимый инструмент построения интеллектуального общества»

2025-04-04 16:30
Рассказываем о примерах социальной архитектуры, оставивших заметный вклад в развитие общества. Один из таких – кинематограф, который можно рассматривать не просто как искусство, но и как мощный инструмент для передачи историй, культурных ценностей и социального контекста.

Юрий Яшников, продюсер исторического сериала «Киноинтервью», знает много о документальном кино. Считается, что это сложный для восприятия жанр, который может всерьез заинтересовать лишь ценителей этого вида киноискусства или поклонников выбранной для экранизации темы.

Попытку решить эту проблему в 2020 году предприняла иркутская «Кинокомпания Юрия Яшникова», создав экспериментальный фильм на стыке документального и игрового кино. Так было положено начало историческому документальному сериалу «Киноинтервью». Его герои – выдающиеся личности прошлого, которые жили в Сибири и на Дальнем Востоке и совершили прорыв в науке, технике, искусстве, предпринимательстве, спорте и других областях. Уникальным сериал делает его формат. На основе дневниковых записей, писем и других архивных документов, сохранивших прямую речь исторических героев, компания реконструирует интервью с их участием. Такая технология создания фильмов была признана изобретением кинокомпании и зарегистрирована Роспатентом в качестве товарного знака.

«У зрителя должно создаваться полное ощущение личного знакомства с человеком и всеми гранями его характера. Команда проекта сообща работает над тем, чтобы неуловимая человеческая харизма каким-то образом зажила в кадре. А поскольку сериал документальный, эту магию можно только сконструировать из разнообразных ингредиентов: рисующих деталей, предметов эпохи, атмосферных кадров хроники и штрихов анимации», – говорит Юрий.

Проект «Киноистория» стал ответом на дефицит информации о выдающихся личностях, родившихся и выросших в Сибири. Вышли в свет уже четыре серии, премьера последней на текущий момент, посвященной летчику Александру Покрышкину, состоялась в марте 2025 года. А фильм «Я придумал вертолет» об авиаконструкторе Николае Камове стал обладателем Гран-при Фестиваля визуальных искусств имени Александра Невского.

«Для каждой серии художники-постановщики кропотливо создают локацию для съемки натюрмортных сцен, и с фильмом об авиаконструкторе Николае Камове они вновь готовились пройти этот сложный путь и совершить своего рода подвиг. Но мы получили такой невероятный подарок, что до последнего момента просто не верили в реальность происходящего. Дело в том, что когда в 1973 году, в возрасте 71 года, Николай Ильич заболел и поехал в больницу, из дома он вышел со словами: «В моем кабинете без меня ничего не трогайте, я вернусь и все разберу». И не вернулся. Семья выполнила пожелание авиаконструктора, и полвека его кабинет в квартире на Тверской в Москве оставался нетронутым. Все предметы в нем сохранили память о владельце: сделанный по спецзаказу стеллаж для большой библиотеки Камова, его рабочий стол, кресло, диван, стенды с фотографиями и макетами разрабатываемых им вертолетов, автожиров и аэросаней. Благодаря поддержке внуков Николая Ильича появилась возможность провести съемки фильма непосредственно в его личном кабинете и использовать в кадре подлинные предметы и личные вещи авиаконструктора», – рассказывает Юрий.

Он отмечает, что современное общество испытывает потребность в развлечениях. В условиях растущего объема потребляемого видеоконтента важно предлагать качественные и интересные истории.

«Наш вклад в социальную архитектуру заключается в выстраивании связей, системы взаимоотношений между людьми. Это позволяет строить мосты между прошлым и настоящим, использовать лучший опыт, чтобы экстраполировать его в современности. Кроме того, проект позволяет в интересной и нестандартной форме изучить историю, сделать кругозор современников шире и наполненнее», – делится Юрий.